Инвестиционные программы по теплоснабжению

Инвестиционные программы

К.т.н. Ю.Г. Мунц, доцент Кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (УрФУ);
д.т.н. В.А. Мунц, заведующий Кафедрой промышленной теплоэнергетики, Уральский энергетический институт УрФУ, г. Екатеринбург

Характерные черты инвестиционного анализа в сфере теплоснабжения и участники инвестиционного процесса

Источниками финансирования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения могут выступать собственные средства организации, средства бюджетов всех уровней и привлеченные средства. Методологически неверным является распространенное мнение о «бесплатности» собственных средств организации или бюджетных средств, т.к. любой капитал, вне зависимости от источника происхождения, имеет свою стоимость и должен работать.

Одним из методов, обеспечивающих возврат инвестиций в теплоснабжение, согласно действующему законодательству, может выступать утверждение тарифов на три-пять лет на основе долгосрочных параметров с применением нормы доходности инвестированного капитала. При разработке порядка применения данного метода к сфере теплоснабжения целесообразно учитывать норму доходности на весь привлекаемый капитал (собственные и заемные средства).

В настоящее время в практике инвестиционного анализа зачастую по аналогии с финансовым планированием развития организации составляется и анализируется бюджет движения денежных средств (БДДС) инвестиционного проекта, включающий в себя операционную, инвестиционную и финансовую части (другое название БДДС проекта — «модель расчетного счета»), и производится расчет показателей эффективности проекта для различных его участников , позволяющий определить оптимальные параметры реализации проекта с точки зрения достижения равной эффективности участия в проекте.

Пример анализа инвестиционного проекта в сфере теплоснабжения

Проиллюстрируем предлагаемую методику анализа эффективности инвестиционного проекта с учетом паритета интересов его участников на реальном примере строительства теплоисточника в одном из муниципальных образований Свердловской области.

Данные инвестиционного проекта:

■ тепловая мощность котельной — 16 МВт;

■ величина капиталовложений в ценах 2009 г. — 27,5 млн руб. без НДС;

■ отпуск тепловой энергии — 36 тыс. Гкал/год;

■ себестоимость производства тепловой энергии — 592,7 руб./Гкал без НДС.

Принято, что проект финансируется на 60% за счет заемных средств (банковского кредита) и на 40% за счет собственных средств (акционерного капитала).

Средневзвешенная стоимость капитала, используемая при дисконтировании, определяется на основе заданной величины процентной ставки по заемным средствам (18% годовых) и величины дивидендных выплат. В расчете принято, что процент дивидендов составляет 3% годовых от величины акционерного капитала.

В этом случае средневзвешенная стоимость капитала определяется очевидной зависимостью:

где r акц и r кред — стоимость акционерного и заемного капитала соответственно, в долях от единицы; а акц и а кред — доли акционерного и заемного капитала в общей сумме инвестиций в проект.

При анализе эффективности проекта для различных участников в литературе (например, ) встречается мнение о существенном уменьшении срока окупаемости проекта для кредитной организации по сравнению с соответствующим показателем для акционеров. Причина — в не учете при анализе проекта необходимости возврата как заемных средств, так и собственных. Однако принцип соблюдения паритета интересов участников проекта предполагает, что все участники имеют право как на получение дохода от проекта, так и на возможность выхода из проекта после достижения окупаемости. В связи с этим необходимость учета возврата собственных средств (акционерного капитала) является одним из факторов достижения равной эффективности для участников проекта.

Эффективность проекта «в целом» и для участников определялась путем расчета дисконтированного срока окупаемости (либо срока окупаемости как периода полного возврата инвестиций с учетом уплаты процентов и дивидендов) на основе расчета суммарного чистого дисконтированного денежного потока (СЧДДП) и остатка непогашенных инвестиций .

Для расчета срока окупаемости на основе СЧДДП использовалось выражение:

где j — параметр времени; τ 0 — период окупаемости проекта; CFj и Ij — операционный денежный поток и инвестиции в j-й момент времени.

Результаты расчета эффективности проекта, выполненные по данной модели, показали, что дисконтированный срок окупаемости для всех участников проекта одинаков и составляет 7 лет, т.е. эффективность проекта для каждого его участника соответствует эффективности проекта в целом. Результаты расчета за 9 лет реализации проекта представлены в таблице.

Таблица. Основные показатели эффективности проекта «в целом» и для отдельных участников.

Выводы

Расчет эффективности проекта с точки зрения его участников должен учитывать возможность возврата всех инвестированных в проект средств, иначе показатели эффективности для отдельных участников могут быть искусственно занижены или завышены по сравнению с эффективностью проекта «в целом». Предложенная методика позволяет выработать условия возврата средств, обеспечивающие паритет интересов участников инвестиционного процесса.

Литература

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело» АНХ. 1104 с.

2. Кольцова И.В., Рябых Д.А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. М.: ООО «И.Д. Вильяме»,

3. Лекомцева Ю.Г. Методические особенности анализа рентабельности инвестиций в энергетику // Промышленная энергетика. 1996. № 12.

4. Мунц Ю.Г., Чазова Т.Ю. Разработка экономической части бизнес-плана инвестиционного проекта: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: ГОУВПОУГТУ-УПИ, 2006. 130 с.

 

В комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры входят проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (ОКК). И можно отметить то, что сегодня в законах, регламентирующих предоставление коммунальных услуг и развитие систем коммунальной инфраструктуры, нет единообразного подхода. Так, в федеральных законах «О водоснабжении и водоотведении», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (как уже отмечалось, сегодня этот закон регулирует утилизацию ТБО) речь идет о формировании инвестиционных программ на основе технических заданий, формируемых органами местного самоуправления.

В Федеральном законе «О теплоснабжении» инвестиционная программа организации — это программа финансирования мероприятий в сфере теплоснабжения, утверждаемая субъектом Российской Федерации на основе схемы теплоснабжения. Но при этом использование технических заданий законом не прописывается. Разработка схем теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, также разработчиком схем теплоснабжения могут выступать теплоснабжающие и теплосетевые организации.

Срок, на который разрабатывается схема теплоснабжения — не менее 15 лет. Проект схемы теплоснабжения подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Таким образом, можно констатировать, что единообразный подход к планированию развития систем коммунальной инфраструктуры пока не сложился, и количество документов, регламентирующих разные аспекты развития объектов коммунального комплекса, значительно.

Инвестиционная программа организации коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение и утилизация ТБО) разрабатывается ОКК на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации муниципального образования. Проект инвестиционной программы в водоснабжении и водоотведении утверждается уполномоченным органом исполнительной власти региона, а в сфере утилизации ТБО — органами местного самоуправления.

Поскольку в общем случае техническое задание на разработку инвестиционной программы разрабатывается на базе принятых документов территориального планирования, то на момент разработки технического задания для каждой ОКК органы местного самоуправления уже точно знают, где и в какие сроки необходимо построить основные объекты данной инфраструктуры. Следовательно, степень детализации данной задачи в техническом задании должна быть достаточно высокой.

Другими словами, в техническом задании органы местного самоуправления должны представить перечень задач по строительству инфраструктурных объектов, который будет обязательным для выполнения ОКК. Таким образом, в техническом задании в сфере водоснабжения и водоотведения отражается перечень мероприятий, направленных на:

  • повышение качества питьевой и горячей воды, качества очистки сточных вод;
  • повышение надежности водоснабжения и водоотведение (в том числе реконструкция, модернизация и строительство объектов);
  • повышение качества обслуживания абонентов;
  • энергосбережение объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
  • снижение удельных расходов энергетических ресурсов;
  • подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых абонентов с указанием мест расположения, нагрузок, сроков подключения, с выделением объектов, строительство которых финансируется за счет утвержденной платы за подключение;
  • защиту централизованных систем водоснабжения и водоотведения от различных угроз.

Ожидаемые сроки реализации этих задач определяются в техническом задании органами местного самоуправления. Организации коммунального комплекса необходимо перевести эти задачи в формат предполагаемых решений — инвестиционных проектов на стадии технико-экономического обоснования и рассчитать стоимость их реализации. Задача по подключению новых потребителей должна иметь высокую степень детализации.

Так, органами местного самоуправления перед ОКК может быть поставлена цель добиться 100%-й очистки всех стоков на территории муниципального образования или повысить качество стоков до определенных экологических норм. В подобных случаях задачи по достижению поставленной цели могут не содержать способов ее достижения. И различные варианты достижения поставленной цели с указанием их итоговой стоимости должна предложить ОКК. Если техническое задание не содержит перечня необходимых задач по достижению целей, то оно должно предусматривать необходимость формирования такого перечня самой ОКК с указанием стоимости, сроков и содержательного значения каждой задачи.

Наконец, в техническом задании органы местного самоуправления могут указать требование к ОКК по оценке необходимости привлечения инвестиций и способов их возврата. В этом случае ОКК обязана будет представить развернутый анализ привлечения инвестиций с указанием источников и стоимости инвестиций, сроков их возврата и источников компенсации. Если реализация программы предполагается за счет концессионных соглашений, то источники финансирования определяются в соответствии с условиями этого соглашения. Утвержденная программа не может содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.

В соответствии с законодательством, подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся ОКК.

Для подготовки инвестиционной программы ОКК использует следующую информацию (в том числе из программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры):

  • планируемые участки застройки в течение периода реализации инвестиционной программы;
  • планируемые виды застройки на этих участках (типы объектов, этажность и т. д.);
  • планируемый объем ввода жилья (кв. м);
  • планируемый объем ввода нежилых помещений (кв. м);
  • планируемые уровни нагрузки на системы коммунальной инфраструктуры, возникающие в результате нового строительства;
  • нормативы обеспеченности коммунальными услугами 1 кв. м жилого помещения;
  • удельная стоимость строительства 1 км магистральной
  • удельная стоимость строительства 1 км распределительной сети;
  • объем технических условий (ТУ), выданных в предыдущие периоды (работы, запланированные в данных ТУ);
  • статистика по реализованным и нереализованным ТУ в течение последних нескольких лет (как минимум, за последние три года).

Расчет финансовых потребностей должен основываться на принципе минимальных издержек при сохранении параметров качества строительства и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры. Рассчитанные на основе минимальных издержек финансовые потребности являются основанием для установления и расчета источников финансирования затрат по организации коммунального комплекса и реализации его инвестиционной программы.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются ОКК в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту представленной инвестиционной программы или проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей ОКК для устранения выявленных несоответствий.

После устранения всех несоответствий и выполнения ряда процедур, относящихся к тарифному регулированию, представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу ОКК для ТБО, субъект Российской Федерации — для программ водоснабжения и водоотведения (можно эти полномочия передать муниципалитету). Инвестиционные программы водоснабжения и водоотведения не могут быть утверждены в отсутствии утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения.

Регулирование инвестиционных программ в сфере электроэнергетики основано на Постановлении Правительства «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». Разработкой программ занимаются субъекты электроэнергетики. Инвестиционные программы электроэнергетики утверждаются либо федеральным центром, либо субъектами Российской Федерации в зависимости от типа субъекта электроэнергетики и включают в себя:

  1. перечень инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы, в том числе инвестиционных проектов, предусматривающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
  2. краткое описание инвестиционной программы по основным направлениям инвестиционных проектов, в том числе с указанием неооходимости и целей их реализации, вводимом мощности, вида используемого топлива и места расположения объекта, срока ввода и вывода мощности, полной и остаточной стоимости инвестиционных проектов, показателей энергетической эффективности оборудования;
  3. графики строительства объектов электросетевого хозяйства и генерирующих объектов, включая их наименования, планируемые сроки и объемы выполнения работ по инвестиционным проектам, а также планируемые объемы финансирования по кварталам;
  4. финансовый план субъекта электроэнергетики, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, с указанием источников и способов финансирования инвестиционной программы, а также степени обеспеченности инвестиционной программы источниками финансирования;
  5. отчет об исполнении финансового плана субъекта электроэнергетики за предыдущий и текущий годы;
  6. финансовую (бухгалтерскую) отчетность субъекта электроэнергетики на последнюю отчетную дату, а также аудиторское заключение;
  7. программу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (при наличии таковой);
  8. план финансирования инвестиционных проектов на период реализации инвестиционной программы;
  9. отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий и текущий годы с указанием введенной мощности, объемов финансирования и их источников (при реализации инвестиционной программы в предыдущем и текущем годах).

Таким образом, проекты инвестиционных программ ОКК разрабатываются на основе документов территориального планирования и затем включаются в комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой органами власти муниципальных образований.

Развитие коммунальной инфраструктуры может осуществляться и в рамках прямых договорных отношений с каждым из застройщиков. Но это может ее привести (и, как показывает практика, приводит) к злоупотреблению своим монопольным положением, поскольку эта деятельность монополиста остается нерегулируемой. Поэтому органы местного самоуправления и органы власти субъектов Российской Федерации, выполняя свои функции, должны реализовывать законные права по регулированию этого вида деятельности коммунальных монополистов.

Утверждение инвестиционной программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и выполнение необходимых процедур тарифного регулирования являются основанием для заключения органами власти с ОКК договора в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющего условия реализации утвержденной инвестиционной программы этой организации. Данными договорами могут являться сервисные контракты, договоры аренды, договоры, основанные на показателях деятельности ОКК, договоры доверительного управления муниципальным имуществом, образующим систему коммунальной инфраструктуры, концессионные соглашения и иные аналогичные договоры и соглашения.

В указанном договоре стороны определяют:

  • сроки выполнения инвестиционной программы;
  • перечень работ (основная часть инвестиционной программы);
  • основные индикаторы реализации инвестиционной программы и сроки их достижения;
  • обязательства бюджетного финансирования (при его наличии);
  • инвестиционные обязательства и обязательства по их компенсации.

В договоре также определяются права и обязанности сторон, ответственность каждой из сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, порядок разрешения споров. Помимо указанного договора, ОКК обязана заключать договоры о подключении с обратившимися к ней лицами, осуществляющими реконструкции или строительство зданий, в случае если реконструкция повлечет увеличение потребляемой нагрузки (Постановление Правительства «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры»).

Читайте также:  Оценка рисков или «подводные камни» инвестиции

Прежде чем ОКК будет обязана заключить с застройщиком публичный договор на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, на застройщика налагается обязанность, согласно Градостроительному кодексу, в течение года с момента получения технических условий, предусматривающих максимальную нагрузку и сроки подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также срок их действия и информацию о плате за подключение, определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий. Основаниями для отказа от заключения договора о подключении являются:

  • отсутствие у заказчика ТУ (если в соответствии с законодательством требуется получение таких условий);
  • срок действия ТУ истек или истекает в течение 30 дней с даты получения исполнителем оферты;
  • заявленная в оферте нагрузка превышает максимальную нагрузку, указанную в ТУ, выданных заказчику, и заказчик отказывается уменьшить эту нагрузку до величины, установленной ТУ.

При необоснованном уклонении или отказе исполнителя от заключения договора о подключении заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора о подключении, а также о взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом.

Инвестиционная программа разрабатывается регулируемой организацией на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» .

Согласование и утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:1. Регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство) до 15 марта года, предшествующего периоду начала её реализации.2. В случае соответствия инвестиционной программы Правилам постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410 министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения. В случае если инвестиционная программа не соответствует требованиям Правил, министерство в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку. Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний министерства.

3. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от министерства и уведомляет его о согласовании (отказе от согласования) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения. В случае если орган местного самоуправления в указанный срок не уведомил министерство о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.

4. Министерство в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки.5. Инвестиционная программа должна быть утверждена в срок не позднее 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы.

6. Контроль за исполнением инвестиционных программ осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области совместно с агентством по тарифам и ценам Архангельской области.

Красноярский краевой суд (Красноярский край) — Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Хвалько О.П. Дело № 33-2657/2015

25 марта 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

Председательствующего Паюсовой Е.Г.

Судей Макаровой Ю.М., Данцевой Т.Н.

С участием прокурора Дозорцевой Е.Г.

При секретаре Мядзелец Е.А.

Заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М.

Гражданское дело по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы,

По апелляционной жалобе ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»,

На решение Железнодорожного районного суда от, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы, удовлетворить частично:

Обязать ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в срок не позднее с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия, утвержденные Инвестиционной программой по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы:

Установку двух дополнительных насосов СЭ-1250-140 на подающем и насоса СЭ-2500-60 на обратном трубопроводах насосной станции № 1, находящейся по.

Установку двух дополнительных насосов СЭ-1250-70 (по одному насосу на подающем и обратном трубопроводах) на насосной станции № 10, находящейся по.

Проектирование и строительство насосной станции по в районе тепловой камеры ТК П2706 на обратном трубопроводе тепловой сети «П27» производительностью 2500 т/ч

Проектирование и строительство участка магистральной тепловой сети от тепловой камеры ТК П2713 по до тепловой камеры ТК 1109, находящейся в районе совхоза «Октябрьский», длиной 1500 м диаметром 2 Ду 500.

В остальной части исковых требований прокурору — отказать.

Взыскать с ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме рублей».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о признании незаконным бездействие по невыполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности по исполнению мероприятий.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения законодательства об основах регулирования тарифов, полноты выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса прокуратурой района выявлены нарушения, связанные с неисполнением в установленные программой сроки намеченных мероприятий. В этой связи прокурор просит признать незаконным бездействие ОАО ««Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) по невыполнению следующих мероприятий: модернизации участка магистральной тепловой сети «08» по от тепловой камеры ТК 0828 до тепловой камеры ТК 2001 длиной 110 м. с увеличением диаметра с 2Ду 300 до 2 Ду 500, запланированному к выполнению в 2009 году; установки двух дополнительных насосов СЭ-1250-140 на подающем и насоса СЭ-2500-60 на обратном трубопроводах насосной станции №1, находящейся по, запланированному к выполнению на 2008, 2010-2012 годы; установки двух дополнительных насосов СЭ-1250-70 (по одному насосу на подающем и обратном трубопроводах) на насосной станции №10, находящейся на д, запланированному на 2008, 2010-2011 годы; проектирования и строительства участка магистральной тепловой сети от проектируемой насосной станции, расположенной между тепловой камерой КСЗ-6 и тепловой камерой ТК 0629, находящихся на магистральной тепловой сети «06», до магистральной тепловой сети «03» в район длиной 1800 м диаметром 2Ду 700, запланированному к выполнению на 2010-2012 годы; проектирования тепловых сетей в микрорайоне Метростроитель и строительство участка тепловых сетей от контрольно-регулировочного пункта до первой тепловой камеры, запланированного на 2008, 2012 годы; проектирования и строительства насосной станции по в районе тепловой камеры ТК П2706 на обратном трубопроводе тепловой сети «П27» производительностью 2500 т/ч, запланированному на 2008-2011 годы; проектирования и строительства контрольно-регулировочного пункта в микрорайоне Метростроитель, запланированному на 2008, 2011-2012 годы; проектирования и строительства участка магистральной тепловой сети от тепловой камеры ТК П2713 по до тепловой камеры ТК 1109, находящейся в районе совхоза «Октябрьский» длиной 1500 м. диаметром 2 Ду 500.

Также прокурор просил возложить на ОАО ««Енисейская ТГК» обязанность в срок не позднее 1 года с момента вступления в силу решения суда выполнить утвержденные инвестиционной программой вышеуказанные мероприятия.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) Исаева Т.С. просит отменить решение, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что судом не было учтено, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, что повлекло неправильное применение положений закона № 210 ФЗ, что явилось принятием неправосудного решения. Указывает, что рассмотрение настоящего заявления от имени прокурора повлекло нарушение положений ст. , ч. 1 ст. , ст. , ч. 1 ст. , ст. . Мотивировочная часть решения противоречит резолютивной части решения, что, по мнению апеллянта, противоречит положениям ст. — . Кроме того, указывает, что решение принято в отношении прав и обязанностей стороны, не привлеченной к участию в процессе в лице РЭК.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, выслушав прокурора Дозорцеву Е.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, представителя ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» Исаеву Т.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение.

Как следует из материалов дела, Постановлением Красноярского городского совета депутатов от 11 мая 2007 года № В-84П (в редакции постановления Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 № 8-72П) была утверждена инвестиционная программа ОАО «Енисейская ТГК-13» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы.

Постановлением Красноярского городского Совета депутатов от 22 декабря 2009 года № 8-72П «О внесении изменений в Постановление Красноярского городского Совета депутатов от 11.05.2007 года № В-84П, администрацией вынесено постановление от 27.01.2010 года № 18 об утверждении на период 2010-2012 годов тарифа ОАО « Енисейская ТГК-13» на подключение к системе теплоснабжения в размере 5 871 рубль 37 копеек/Гкал/час присоединенной мощности (без учета НДС); тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) недвижимости к системе теплоснабжения в размере 5 871 рубль 37 копеек/Гкал/час присоединенной мощности (без учета НДС), исходя из отсутствия необходимости реализации – инвестиционных программ – иных организаций коммунального комплекса, технологически связанных с ОАО «Енисейская ТГК-13», при реализации указанной инвестиционной программы.

Разрешая спор суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска указав, что поскольку решение об утверждении тарифа для ОАО «Енисейская ТГК-13» принято постановлением Красноярского городского Совета депутатов исходя из суммы расходов, заложенных в основу инвестиционной программы, инвестиционная программа реализована не в полном объеме (мероприятия программы произведены на сумму рубля (с НДС), вместо утвержденной рублей), мероприятия, обязанность выполнения которых возложена судом на ответчика, фактически исполняются и находятся в стадии завершения, в силу чего имеются основания для возложения на ОАО «Енисейская ТГК-13» обязанности по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2007-2012 годы, реализация которых уже начата ответчиком.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку такие выводы не соответствуют действующему законодательству.

В силу п.п.2, 7 ч.1 ст. 14 Закона о тарифах (в редакции Федеральных законов от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ, от 30.12.2012 г. № 289-ФЗ), на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы, изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса, является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Соответственно, законом не установлено, что последствием неисполнения инвестиционной программы является возложение на организацию обязанности по исполнению мероприятий программы.

Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ от 27.07.2010 г., начиная с 01.01.2011 г. Федеральный закон № 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не устанавливает основы ценообразования в отношении организаций, обеспечивающих теплоснабжение, а распространяет свое действие на организации, обеспечивающие утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Действующее в настоящее время законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций (в частности, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении») также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы.

Так, в соответствии с ч. 8 статьи 23.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы.

Таким образом, поскольку из фактических материалов дела следует, что мероприятия, по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007 -2012 годы, ОАО «Енисейская ТГК-13» выполнялись, однако, сроки выполнения не соблюдены по объективным причинам, с учетом того, что действующее законодательство не устанавливает в качестве последствия неисполнения мероприятий инвестиционной программы, понуждение к исполнению утвержденных мероприятий, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невыполнение ответчиком в полном объеме предварительно определенных планом инвестиционной программы мероприятий, не является основанием для возложения обязанности на ответчика по выполнению мероприятий инвестиционной программы.

Возложение на ответчика указанных судом мероприятий, по сути, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия. Между тем в соответствии с положениями ч.2 ст. ФЗ «О прокуратуре» органы прокуратуры не должны подменять собой иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Читайте также:  Как добавить новую карту в гугл плей

Кроме того, истцом не указано каким образом указанное в иске бездействие ответчика нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы ОАО «Енисейская ТГК-13» заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу путем принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. , судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда от отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц к о признании незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» по выполнению мероприятий, включенных в инвестиционную программу общества по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения на 2007-2012 годы в установленные программой сроки, возложении обязанности совершить действия, направленные на выполнение инвестиционной программы, отказать в полном объеме.

Председательствующий

Суд:

Красноярский краевой суд (Красноярский край)

Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 410
«О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)»

С изменениями и дополнениями от:

б) перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

9. Все мероприятия инвестиционной программы должны распределяться по следующим группам:

а) строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей (с указанием объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство которых финансируется за счет платы за подключение, точек подключения (технологического присоединения), количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей), в том числе:

строительство новых тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием строящихся участков тепловых сетей, их диаметра и протяженности, иных технических характеристик);

строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей в целях подключения потребителей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

увеличение мощности и производительности существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей, в целях подключения потребителей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

б) строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов, за исключением тепловых сетей (с указанием их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива);

в) реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения в целях снижения уровня износа существующих объектов системы централизованного теплоснабжения и (или) поставки энергии от разных источников, в том числе:

реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий);

реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и теплой энергии);

г) мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения;

д) вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе:

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик);

вывод из эксплуатации, консервация и демонтаж иных объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием отдельных объектов, их технических характеристик, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива).

10. Инвестиционная программа содержит плановые значения следующих показателей, достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (в зависимости от состава мероприятий, включаемых в инвестиционную программу):

а) удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя ();

б) удельный расход условного топлива на выработку единицы тепловой энергии и (или) теплоносителя (т.у.т./Гкал и (или) );

в) объем присоединяемой тепловой нагрузки новых потребителей (Гкал/ч);

г) процент износа объектов системы теплоснабжения с выделением процента износа объектов, существующих на начало реализации инвестиционной программы (процентов);

д) потери тепловой энергии при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (Гкал в год и процентов от полезного отпуска тепловой энергии);

е) потери теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям (тонн в год для воды и куб. м в год для пара);

ж) физические, химические, биологические и иные показатели, характеризующие снижение негативного воздействия на окружающую среду, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;

з) показатели надежности объектов системы централизованного теплоснабжения, определяемые в соответствии с правилами определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, правилами расчета их фактических значений, а также правилами определения достижения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

11. В инвестиционной программе устанавливаются текущие значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения до начала реализации инвестиционной программы, а также плановые значения таких показателей в результате реализации инвестиционной программы по годам реализации.

В случае если создание системы централизованного теплоснабжения (отдельных объектов такой системы) либо реконструкция такой системы (таких объектов) предусмотрены концессионным соглашением, в инвестиционной программе должны определяться плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие достижение установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в установленные им сроки.

12. Инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

13. Инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая:

а) собственные средства, в том числе:

амортизационные отчисления;

прибыль, направленную на инвестиции;

средства, полученные за счет платы за подключение (технологическое присоединение);

прочие собственные средства, в том числе средства от эмиссии ценных бумаг;

б) привлеченные средства, в том числе:

прочие привлеченные средства;

в) бюджетное финансирование;

г) прочие источники финансирования, в том числе лизинг.

14. В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

15. Объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на:

а) приобретение материалов и оборудования;

б) осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ;

в) осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

г) подготовку проектной документации;

д) проведение регистрации объектов;

е) создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером.

16. В инвестиционную программу включается программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для организаций, для которых составление такой программы является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).

17. Инвестиционная программа содержит отчет об исполнении инвестиционной программы за предыдущий год (в случае наличия утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ), в котором указываются:

а) плановые и фактические значения показателей надежности и энергоэффективности объектов системы централизованного теплоснабжения за предыдущий год;

б) перечень планируемых и фактически осуществленных мероприятий;

в) плановая и фактическая стоимость мероприятий, предусмотренных отдельными инвестиционными проектами;

д) плановые и фактические сроки реализации мероприятий инвестиционной программы.

18. Инвестиционная программа регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения (отдельные объекты таких систем), содержит основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

19. Инвестиционная программа в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, включает в себя перечень инвестиционных обязательств, установленных в отношении систем централизованного теплоснабжения (отдельных объектов таких систем), и условия их выполнения.

III. Порядок утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов

20. Регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, предусматривающее обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, входящих в состав систем централизованного теплоснабжения, с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, прав владения и пользования такими объектами (далее — концессионное соглашение), в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу такого соглашения.

21. В случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 — 19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов).

22. В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 — 19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

23. Регулируемая организация представляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

24. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу на согласование в орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в течение 3 дней со дня ее получения от регулируемой организации.

25. Орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) рассматривают инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляют его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае если орган местного самоуправления или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в указанный срок не уведомил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о принятом решении, инвестиционная программа считается согласованной.

26. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании инвестиционной программы регулируемой организации, за исключением регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, в следующих случаях:

органом местного самоуправления принято решение о том, что в результате реализации мероприятий инвестиционной программы значения показателей надежности и энергетической эффективности не будут достигнуты.

Орган местного самоуправления отказывает в согласовании инвестиционной программы регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, в следующих случаях:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного имущества, принадлежащего концессионеру на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, в сроки, предусмотренные концессионным соглашением;

Читайте также:  Пошаговая инструкция на возмещение ндс

значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренных концессионным соглашением в соответствующие годы.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 26.1 с 21 ноября 2017 г. — Постановление

26.1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в согласовании инвестиционной программы в случае недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).

27. Отказ в согласовании проекта инвестиционной программы должен быть обоснован, при этом указываются мероприятия по развитию систем теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности, которые не могут быть достигнуты, либо обоснования недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей. В отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, при отказе в согласовании инвестиционной программы указываются мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, которые не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением.

28. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 дней со дня поступления отказа в согласовании инвестиционной программы направляет ее регулируемой организации для доработки.

29. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил.

30. Основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

31. Оценка доступности тарифов регулируемой организации для потребителей производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основе анализа темпов роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере теплоснабжения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с учетом ограничений в отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

32. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе в утверждении инвестиционной программы и направления ее на доработку по основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и направляет инвестиционную программу на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет ее повторное согласование с органами местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сроки и в порядке, которые установлены пунктами 24 — 27 настоящих Правил.

33. Согласование доработанной инвестиционной программы с органами местного самоуправления не требуется в случае, если в результате ее доработки перечень, состав и сроки реализации инвестиционных проектов не были изменены.

34. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 календарных дней со дня направления проекта инвестиционной программы на утверждение, в том числе доработанного проекта инвестиционной программы.

35. Решение об утверждении инвестиционной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.

IV. Порядок утверждения инвестиционной программы органами местного самоуправления

36. В случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 36.1 с 21 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1390

36.1. Согласование проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 21 — 27 настоящих Правил для согласования инвестиционной программы, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

37. Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку регулируемой организации с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки, в случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 — 19 настоящих Правил, а также если:

а) в отношении регулируемой организации, за исключением организации, заключившей концессионное соглашение:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа;

в результате реализации мероприятий инвестиционной программы плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не будут достигнуты;

б) в отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение:

инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества в сроки, предусмотренные концессионным соглашением;

значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением в соответствующие годы;

в результате реализации мероприятий инвестиционной программы плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, не будут достигнуты.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 37.1 с 19 октября 2018 г. — Постановление Правительства России от 8 октября 2018 г. N 1206

37.1. Орган местного самоуправления обязан указать мероприятия по развитию систем централизованного теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, которые не могут быть достигнуты.

В отношении регулируемой организации, заключившей концессионное соглашение, орган местного самоуправления в решении о возврате инвестиционной программы на доработку указывает мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) по модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, входящих в состав системы централизованного теплоснабжения, которые не соответствуют плановым значениям указанных показателей, предусмотренным концессионным соглашением.

38. Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа местного самоуправления.

39. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и уведомляет регулируемую организацию об утверждении (об отказе в утверждении) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения.

40. Основаниями для отказа в утверждении органом местного самоуправления инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

в) превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в инвестиционную программу регулируемой организации, утвержденную после вступления в силу концессионного соглашения и содержащую включенные в концессионное соглашение мероприятия, за исключением мероприятий, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), предельной суммы расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и (или) модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества новым более производительным, иное улучшение характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, которые предполагается осуществлять концессионером в соответствии с концессионным соглашением.

42. В случае отказа в утверждении инвестиционной программы орган местного самоуправления в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения направляет инвестиционную программу на доработку по основаниям, предусмотренным пунктом 40 настоящих Правил, в регулируемую организацию, которая дорабатывает ее в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил.

43. Орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения утверждается органом местного самоуправления и начинает действовать с текущего периода.

44. Решение об утверждении инвестиционной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов местного самоуправления.

V. Внесение изменений в инвестиционную программу

45. Регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу.

Заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год) с проектом изменений, вносимых в инвестиционную программу, и их обоснованием направляется регулируемой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) в срок до 30 августа текущего года.

Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 — 33 , 37 — 42 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.

Подача регулируемой организацией заявления о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год), связанных с мероприятиями по подключению к системам теплоснабжения, и внесение в нее соответствующих изменений может осуществляться в течение всего года.

При внесении изменений в инвестиционную программу не допускаются уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также ухудшение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы теплоснабжения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.

46. В случае внесения изменений в схему теплоснабжения регулируемая организация обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для внесения изменений в инвестиционную программу.

47. Изменения, вносимые в инвестиционную программу и связанные с перераспределением расходов на реализацию инвестиционных проектов в пределах 5 процентов установленной величины расходов на реализацию этих проектов при условии неувеличения общих расходов на реализацию инвестиционной программы, осуществляются без согласования с органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 48 с 21 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1390

48. Решение о внесении изменений в инвестиционную программу подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами для опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или актов органов местного самоуправления. Уведомление о внесении изменений в инвестиционную программу направляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органы местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по регулированию тарифов) в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в инвестиционную программу.

Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием указанного решения, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Банкирия